Отправлено 02 Май 2014 - 22:06
Прошу прощения за то, что напоминаю про набивший многим оскомину фильм. Но Титаник Джеймса Кэмерона – знаковая легенда, классика, целое направление (как, впрочем, и многие другие его прорывные фильмы). Этот бестселлер кинематографии заслуживает того, чтобы ещё раз о нём напомнить.
Но на этот раз, я буду не хвалить его (хвалебных рецензий и отзывов хватает), а добавлю немного критики. Как же можно критиковать фильм, собравший аж 11 Оскаров – своего рода рекорд! Можно и нужно. Обратите внимание, за что фильм получил свои Оскары – лучший фильм года, лучший режиссёр, лучшая работа оператора, лучшие декорации, лучшие костюмы, лучший звук, лучший монтаж, лучший монтаж звука, лучшие визуальные эффекты, лучшая песня, лучший саундтрэк к драматическому фильму. Позвольте, а где же завораживающая актёрская игра, где интересный сюжет – где всё то, ради чего мы привыкли не отрываясь смотреть в экран? Вот с этим проблемы.
Видимо, изначально была задумка снять грандиозный и зрелищный фильм-катастрофу на фоне мелодрамы. Хотя, по законам жанра, ведущей темой должна была стать именно драма, трагедия любви, на фоне огромной человеческой катастрофы. Но катастрофа как-то заполнила собой всё пространство драмы этой картины. Наверно потому, что сюжетная линия фильма недостаточно закручена, продумана, персонажи слишком уж жирно выписаны. Сюжет на удивление прямолинеен и строится по принципу сказки, все персонажи которой разделены на положительных и отрицательных героев. Полутонов нет, есть Тиран, Жертва, Герой-спаситель, и Фатум-катастрофа, губящая надежды. Всё до примитивности просто, легко и предсказуемо. Возможно, в этом есть своя прелесть. Но зачем заставлять героев драмы играть всю драму с одними и теми же масками, с одними и теми же выражениями лиц? Наверно для того, чтобы не отвлекать внимания зрителя от главного и основного действующего персонажа фильма – Катастрофы. Этот герой выписан старательно, мастерски, гениально и изумительно реалистично! Здесь нет фальши, наигранности, лжи. Для этого не пожалел режиссёр красок, времени, средств и усилий. И это никого не оставляет равнодушным. Именно катастрофа заставляет людей рыдать на сеансах, сопереживать, сочувствовать. Разбившаяся любовь, крах надежд – явление почти обыденное и тривиальное. А вот катастрофа любви, показанная на фоне грандиозного человеческого горя, смерти безвинных и беспомощных людей – разве кто-нибудь устоит перед такой несправедливостью? И в этом фильм гениален – он романтичен (именно, сказочно романтичен!), трогателен и трагичен. Но трагичен без пессимизма и депрессии, с большой надеждой на возрождение, надеждой на чудо, на сказку. Мир рационального, прагматичного разбивается об эмоции, о сострадание, сопереживание, любовь, доброту, самые светлые чувства и эмоции зрителей. Хотите пережить катарсис, очищение – обязательно посмотрите этот фильм. Он красив и гениален.