Отправлено 05 Май 2014 - 14:07
Предыстория создания захватывающей батальной драмы Сергея Бондарчука «Ватерлоо» - шедевр мирового масштаба – началась за 14 лет до выхода картины на экраны и является прекрасным образчиком мирной конкуренции и сотрудничества двух миров (социализма и капитализма) в области кинематографии.
Всё началось в 1956 году, когда на экраны вышел замечательный фильм режиссёра Кинга Видора «Война и мир». Как всегда, американское прочтение эпопеи Льва Толстого было весьма вольным, но потрясающая игра несравненных Одри Хэпберн, Генри Фонда, Мэл Феррер, Витторио Гассман, замечательная работа режиссёра, оператора, композитора снискала картине мировую славу и Золотой глобус 1957 года в номинации «Лучший иностранный фильм».
А в это время в СССР разыгрался скандал на высшем уровне. Никита Хрущёв негодовал, почему русскую классику снимают американцы, а советский кинематограф молчит? На само высшем уровне было решено «догнать и перегнать» американцев и создать более величественную киноэпопею по сравнению с лишённой исторического фона и даже несколько камерной любовной «беллетристикой по-голливудски», которой являлась версия Видора. Вопреки настоянию членов Политбюро, министр культуры Фурцева предложила стать режиссёром «нашего ответа Голливуду» малоизвестного тогда, совершенно не именитого Сергея Бондарчука. В итоге семилетней титанической работы в 1967 году вышла на экраны советская шестичасовая эпопея «Война и мир». Грандиозная колоссальная картина, демонстрирующая весь потенциал советского кинематографа, побила несколько рекордов – бюджет в 29 млн. долларов США, 120-тысячная массовка, совершенно бесплатная для Мосфильма, и совершенно закономерный Оскар в 1969 году за «Лучший фильм на иностранном языке». Фильм восхитил западного зрителя. Но не задушевностью, не философскими исканиями, драматизмом, психологизмом, а масштабностью, красотой неимоверных батальных массовых сцен. Это было так нетипично для советского кино –красивая зрелищность, масштабность, грандиозность. Поэтому известный итальянский продюсер Дино ди Лаурентис обратился к Бондарчуку для совместной съёмки аналогичной по масштабности, эпичности, зрелищности и красоте военной исторической драмы, но уже в европейских кинематографических реалиях. Так родилась картина «Ватерлоо».
Красивый и завораживающий фильм, доскональный до исторических мелочей, драматичный и комичный. Несмотря на то, что основной движущей силой создателей было желание красиво и зрелищно показать масштабную костюмированную баталию, игра актёров, идейная линия картины создают драматизм основной фабулы фильма – непримиримой борьбы двух миров, двух гениев, двух сильных полководцев и властителей душ, двух времён – Наполеона и Веллингтона. Гениальная игра Рода Стайгера и Крисофера Пламмера передают психологическое столкновение двух противоположных характеров, миров. Если для одного – великого полководца-труженика, Ватерлоо – непримиримая схватка за жизнь, мир, величие, будущее, империю, то для холёного аристократа, это лисья охота, с человеческими жертвами. Одни вели в бой за славу, родину и величие, другие загоняли ругательствами, ромом и тумаками. Обязательно посмотрите фильм – большую красивую эпическую картину про верность и предательство, храбрость и трусость, красоту и безобразие, величие и трагедию войны. Вы получите истинное наслаждение от красоты бесподобной музыки и игры актёров, образов и интерьеров, костюмов и панорам, психологизма и драматического напряжения. 2 часа, не отрываясь, вы проведёте в той эпохе, переживёте величие и трагедию, красоту и безобразие вечной темы «войны и мира».
Кстати, Серей Бондарчук на съёмках этого фильма сэкономил Дино де Лаурентису значительную сумму, и тот пообещал в будущем бесплатно за это спродюсировать новый совместный фильм. Так родилась комедия Э.Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России» 1973 года. Но это уже совсем другая история.