Вторая из пьес Гарольда Пинтера, написанная в 1958 году, является одной из серии пьес, названных критиками «комедиями угроз» ("comedy of menace"). Действие разворачивается в курортном городке на побережье Англии, в домике пожилой супружеской пары – болтливой и неряшливой хозяйки Мег и ее добродушно-молчаливого мужа Пити, сдающих комнаты с завтраком немногочисленным постояльцам. В сущности, постоялец на данный момент всего один, опустившийся бывший пианист Стэнли, к которому Мег испытывает назойливую, вряд ли материнскую привязанность. В городок на шикарном автомобиле прибывают двое неизвестных, Гольдберг и Маккенн, якобы для краткосрочного отдыха, и останавливаются в пансионе Мег. На самом деле они приехали для того, чтобы любой ценой увезти с собой Стэнли. Цели своей они в конце пьесы добиваются, сломив сопротивление Стэнли в ходе серии абсурдистски обставленных перекрестных допросов и после кульминации – скандально закончившейся вечеринки в честь дня рождения Стэнли, устроенной хозяйкой дома несмотря на его вялые попытки возразить, что день рождения у него в следующем месяце. Но Пинтер не был бы Пинтером, если бы суть происходящего не скрывалась не в словах, а в паузах между ними, в недосказанном, которое каждый зритель может интерпретировать по-своему. Мы не знаем, совершил ли что-то Стэнли в прошлом и скрывается ли он от возмездия, либо он жертва чудовищного недоразумения. Единственное, что понятно – это то, что "главный злодей" Гольдберг – выходец из рабочей еврейской семьи из Лондонского Ист-Энда (как и сам Пинтер), что он достиг "определенного положения" и Маккенн ему подчиняется. Но связаны ли они с организованной преступностью, являются ли членами политической или религиозной организации или... работают в психбольнице? Зритель сам должен выступить следователем, пытающимся склеить улики. В пьесах Пинтера не бывает ни лишнего слова, ни даже лишнего слога, он использует язык как оружие, как соблазн, как способ увлечь аудиторию в совершенно новое русло. Что касается самого фильма, то игра актеров безупречна: Шоу блестящ в роли трясущегося от страха параноика, Дэнди Николс в роли Мег – забавное олицетворение суммарных черт всех непривлекательных британских домохозяек, которых можно встретить в кино, Сидни Тафлер в роли Гольдберга – жесток и беспощаден под маской мягкого отеческого участия. По большей части Фридкин снял фильм без излишеств, не отклоняясь от самодостаточного текста пьесы. Достойны отдельного упоминания несколько сцен, снятых оператором из угла, под которым могла бы наблюдать сцену нога одного из действующих лиц или муха на потолке, а также навевающaя воспоминание о тестах Роршаха игра черного и белого в финальной сцене вечеринки.
- Название: День рождения / День народження
- Оригинальное название: The Birthday Party
- Год выхода: 1968
- Жанр: Драма, Комедия, Мистика
- Режиссер: Уильям Фридкин / William Friedkin
- В ролях: Роберт Шоу /Robert Shaw/, Патрик Мэги /Patrick Magee/, Дэнди Николс /Dandy Nichols/, Сидни Тафлер /Sydney Tafler/, Молтри Келсалл /Moultrie Kelsall/, Хелен Фрэйзер /Helen Fraser/
- Страна: Великобритания
- Киностудия: American Broadcasting Company (ABC), Palomar Pictures International
- Язык: Английский
- Перевод: Оригинал